+7 (985) 646-39-94

г. Москва, ул. Большая Косинская, д. 45

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новости

Написать нам:
Имя:
Email:
Сообщение:

Байкал и человек, наблюдения.

"За последние пять лет количество туристов выросло... Да раз в сто! Раньше их просто не было", - сказала нам жительница Заворотной. 

 

По данным госдоклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2014 году», ежегодно на Байкал приезжает более двух миллионов человек. Это несколько тысяч человек в день - население крупного по байкальским меркам прибрежного поселка, и все они на экологию как-то влияют.

 

 

По нашим наблюдениям, в сравнении с 2005 годом, количество туристов возросло многократно.

 

Для иллюстрации: наш переход между Бугульдейкой и Хужиром, 9 июля 2016. Территория национального парка. В лесах Иркутской области действует режим чрезвычайной ситуации. Туристические разрешения на посещение парка не выдаются.

Тем не менее - в каждом распадке машины, палатки, стихийные кемпинги (обозначено желтым).

 
 
 
 
Там же:
 

Территории огромные, инспекция не имеет возможности контролировать весь автомобильный и водный трафик.


Туалеты типа "тундра" или "выгребная яма", или "вход 50 рублей", что равнозначно первым двум вариантам - иногда это тоже Байкал. В некоторых местах со стихийными палаточными лагерями, таких как бухта Сенная рядом с Большими Котами, нет туалетов или мусорных баков, хотя туда регулярно происходит коммерческая заброска туристов. Диссонанс. На лодочной базе Северобайкальска туалета не просто нет. Местная администрация запретила его ставить. Каждые выходные на базе - десятки туристов, которых возят на катерах на экскурсии в Хакусы. Без комментариев.

 

 


Но будем объективны: в большинстве популярных мест (бухта Аяя, Давша, все кордоны нацпарков и заповедников) ключевые удобства и контроль имеются.

 

И о судоходстве.

 

До экспедиции мы не придавали значения влиянию круизного судоходства на экологию.

В процессе сложилось впечатление, что зря. 

Парадокс в том, что акватория Байкала, граничащая с закрытыми территориями (кроме небольшого участка в Баргузинском заповеднике), природоохранного статуса не имеет, суда не ограничены по району плавания в прибрежной зоне. Судно, подошедшее вплотную к берегу, либо стоящее на якоре, формально ничего не нарушает. Фактически - на экологию не влиять не может. 

 

Мыс Хобой, о. Ольхон. Прибайкальский национальный парк:

 

Мыс Покойники, Байкало-Ленский заповедник:

  

 

Этот вид отдыха очень популярен. По Байкалу курсируют сотни круизных судов. Только в порту Листвянка мы насчитали их больше 30. Круизеры заходят в самые заповедные места: на Ушканьи острова в сезон они подходят ежедневно. Десятки судов мы видели в Чивыркуйском заливе, на побережье Байкало-Ленского и Баргузинского заповедников.

 

Порт Листвянка:

 

 

Хужир, о. Ольхон:

 

При этом практикуется проживание туристов на борту. В отличие от прибрежных отелей с септиками, с кораблей все отходы жизнедеятельности, бытовые стоки с моющими средствами, происходящими от трехразового питания и мытья палубы, попадают в воду напрямую. Палубу на круизном судне моют часто, моющие средства используют дешевые и неэкологичные. Моющие средства и биологические отходы являются источниками фосфатов - удобрения для спирогиры, они вызывают локальную эвтрофикацию

Разумеется, большие суда имеют танки для стоков - это необходимо для ежегодного техосмотра. Но будем реалистами. Для большинства туристических судов воспользоваться услугами приемного пункта для стоков (он один на все озеро, расположен в порту Байкал) технически и экономически невозможно.

Круизеры обычно стоят на якоре в прибрежной зоне, наиболее чувствительной к загрязнению.

Закрытых бухт на Байкале немного. Естественно, они пользуются популярностью среди судоводителей: одновременно в небольшой бухте может стоять несколько больших судов. В некоторых местах массового развития нитчатых водорослей (Давша, бухта Аяя, Заворотная) нет иных источников загрязнения, кроме судов. В Заворотной во время осенних штормов скапливается больше десяти судов. Заворотная вообще показалась одним сплошным бунтом против здравого смысла. Бухта и прилегающий участок имеют статус частных охотничьих угодий, они расположены посреди территории Байкало-Ленского заповедника. То есть коммерческие охотники - гости Заворотной - могут великолепно отстреливать животных, обитающих в заповеднике. Но это отступление. 

 

 

Оранжевым на карте отмечены места скопления круизных судов (более трех).

Желтым - места на территории заповедников и нацпаркков, где мы встречали большие круизные суда в прибрежной зоне.

На карте нет данных по южной части Чивыркуйского залива и юго-восточному участку байкальского побережья.

 

Баргузинский заповедник. Река Кабанья. Высадка запрещена, стоянка на якоре - не ограничена. 

 

Бухта Аяя, Фролихинский заказник. По корме катамарана проходит пояс спирогиры:

 

 

 

Ольхон, скала Шаманка:

 

Такие вот получились общие впечатления о туризме на Байкале.
Как нам кажется, антропогенную нагрузку можно и нужно уменьшать путем увеличения собственной сознательности. Не разводить косты где попало, тушить их после себя, убирать мусор хотя бы за собой и голосовать рублем за экологичные турбазы - вопрос личной ответственности. Последнее - лучший довод в пользу корректного природопользования и для турфирм. Наш скромный взнос - акция #байкалsos, компиляция правил для байкальских реалий.
Разумеется, кроме турпотока, есть еще ключевой фактор влияния населенных пунктов, промышленности и местного населения.